ДОМ - МУЗЕЙ С.Т. АКСАКОВА С.Т. АКСАКОВ АКСАКОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВНАЯЭКСПОЗИЦИЯЭКСКУРСИИИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬФОНДЫДАРИТЕЛИСОБЫТИЯДРУЗЬЯ & СПОНСОРЫКОНТАКТЫ
БИОГРАФИЯТВОРЧЕСТВОСЕМЬЯ С.Т. АКСАКОВААКСАКОВСКИЕ МЕСТА
АКСАКОВСКИЙ ФОНДАКСАКОВСКИЙ ПРАЗДНИКСТИПЕНДИЯПРЕМИЯПРЕССАСОЗДАТЕЛИ САЙТА
ДРУЗЬЯ ВО ФРАНЦИИДРУЗЬЯ В ГЕРМАНИИГИМНАЗИИ
 

Неизвестное лицо Багрова-внука

 Сегодня на Аксаковских чтениях сотрудники мемориального Дома-музея назовут имя автора дагерротипа Сергея Тимофеевича Аксакова, сделанного в 1850 году.

Все началось со статьи, которую принес нам доцент БГПУ, уфимский художник Николай Куприянов. В качестве иллюстраций к статье прилагались репродукции нескольких портретов одного и того же человека. На двух акварелях, выполненных неизвестными авторами в 1830-1835 годах, был изображен молодой человек, еще снискавший себе славу известного писателя, на четырех других узнаю уже любимого нами автора семейной хроники. Рассматриваю внимательней и пытаюсь понять, что же меня насторожило. Помимо распространенной гравюры неизвестного автора, которое часто используется в книгах, монографиях, афишах наших театров, три изображают непривычного нам писателя. Мы воспринимаем Аксакова с бородой, усами, волосами, зачесанными назад. На трех других усов нет вообще, а лицо обрамляют бакенбарды. Кстати, известно что Аксаков, чтя Пушкина, где-то ревностно относился к славе великого поэта и пытался даже подражать ему. В книге из серии ЖЗЛ дан портрет писателя с очень странной, непривычной прической и баками почти как у Пушкина. Так кто же прав? Каково же настоящее лицо Аксакова? Об этом и задумался Николай Куприянов. Его статью мы и предлагаем нашим читателям.

Реальные и мнимые «лица» С.Т Аксакова

В 1991 году мне случилось работать над портретом Сергея Аксакова для дома-музея писателя в Уфе по заказу епископа Никона. Поскольку предлагалось поместить портрет в музейной экспозиции (в настоящее время он находится в филиале музея в Белебее), хотелось добиться максимальной достоверности образа знаменитого земляка. Конечно исторический портрет - это дело довольно рискованное: как добиться сходства с тем кого никогда не видел? Хорошо, если сохранилось несколько качественных фото. А если историческая личность принадлежит эпохе, когда техника фотографий еще не была изобретена, приходится опираться на живописные портреты или рисунки, выполненные современниками.

Известно несколько акварельных портретов Аксакова. Но все они были выполнены в период, когда он еще не был автором прославивших его книг. Есть также, пожалуй, самый известный, «хрестоматийный» портрет маслом, выполненный Иваном Крамским. Репродукций этого портрета встречается во многих книгах и публикациях об Аксакове. Но качественные воспроизведения встречаются достаточно редко. Цветную репродукция можно увидеть, например, на обложке рекламного проспекта Дома-музея С.Т. Аксакова в Уфе, выпущенного 1991 году.

Просматривая различные такого рода воспроизведения, я обнаружил некоторые странности.

Во-первых, образ, созданный Крамским, как-то плохо согласовывался с акварельными портретами Аксакова. На акварелях у него лицо округлое несколько полноватое. С портрета маслом смотрит человек скорее худощавый.
Во-вторых, как у всякого читателя, у меня невольно сложился собственный образ автора - неторопливого и добродушного рассказчика, русского барина и вместе с тем - человека очень мощного, независимого ума и характера. Портрет кисти Крамского напомнил скорее кого-то из разночинцев или народовольцев с характером болезненным, склонным «критиковать окружающую действительность». Хорошо известно, что художник, работая над чьим- либо портретом, нередко бессознательно придает ему свои собственные черты. Крамской же, как известно, был связан с «бунтом четырнадцати» и движением передвижников. Но, может быть, это мои субъективные ощущения?  Все же Крамской - один из лучших русских портретистов, стоит ли сомневаться в его объективности? Ведь и в характере Аксакова присутствовали черты бунта и протеста: известно, сколько неприятностей доставляла ему приверженность к «народным» атрибутам - бороде и кафтану.
Третья странность - среди репродукции встречается множество графических; на некоторых из них он изображен с усами (!) (Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. - М.: Мол. гвардия, 1987. Гравюра, изображающая С.Т. Аксакова с усами, воспроизведена на вклейке; кроме того, вариант этой вымышленной внешности писателя, созданной, вероятно, в процессе издания книги, помещен на обложку).
Многие воспроизводят его в виде отраженном слева направо (очевидно, вследствие отпечатка, выполненного с гравированной доски). Но совершенно очевидно, что все выполненные не с натуры, а с готового образца, и причем с одного и того же. Может быть, все они воспроизводят живописный портрет Крамского? Но и вот полная неожиданность - еще один портрет С.Аксакова, выполненный не менее известным мастером Василием Перовым - и все тех, же параметров. Что же получается: один известный мастер копировал другого? При этом он ухитрился создать еще один неожиданный образ Аксакова, чье лицо напоминает карикатурного гоголевского чиновника. Возможно, Перову было известно, что Аксаков работал цензором и это сыграло свою роль в создании подобной характеристики. 
И здесь возникает закономерный вопрос: а были ли художники знакомы с Аксаковым или во все никогда его не видели? Портреты были написаны после смерти писателя. Но, может быть, были какие - либо этюды, зарисовки? Если мы имеем ряд копий от мастеров до ремесленников, то где же оригинал? Оказывается, он существует, и даже воспроизведен в собрании сочинений Сергея Аксакова.
Дело в том, что Аксаков застал самое начало эры фотографий, сохранился дагерротип, замечательный по качеству, где запечатлен писатель. Это и есть тот оригинал с которого выполнялись живописные и графические варианты. Тот же ракурс, тот же кафтан и борода, если не присматриваться, почти то же лицо. Но... здесь можно вздохнуть с облегчение - совершенно иной характер! Именно этот образ не противоречит ни ранним акварельным портретам, ни читательскому образу автора «Семейные хроники». 
Мне не известен автор дагерротипа, но он, несомненно, заслуживает славы портретиста. И в своей собственной живописной трактовке образа Аксакова я опирался, прежде всего, на это изображение. А ко всем «хрестоматийным» лицам с тех пор отношусь с подозрением.

Послесловие

А каково ваше мнение дорогие читатели? Но как бы то ни было, Сергей Аксаков, воспевший наш край, остается любимым писателем многих поколений Уфимцев. Об Аксакове написаны сотни книг. Но из года в год сотрудниками Мемориального Дома - музея находят все новые и интересные факты из жизни писателя. Недавно был определен и автор единственного дагерротипа. Аксаков фотографировался в 1850 году. На Аксаковских чтениях будет оглашена фамилия фотографа.

 

 
 

НОВОСТИ


Конкурс «Аксаковский «Аленький цветочек»

Аксаковский «Аленький цветочек» - название конкурса само говорит за себя. Детство – прекрасное время, когда проявление таланта и участие в конкурсе наполяет жизнь созтязательным и конкурентным моментом. Ведь участие в конкурсе – это всегда приятные воспоминания детства, победа в нем или участие, которое подвигло к новым победам и вершинам, которые еще не покорены...

Читать далее >>


Делая очередной виток над планетой

«Делая очередной виток над планетой, я всегда высматривал внизу точку, где родился С.Т.Аксаков…»

Читать далее >>


Спасибо БИСТу!

Аксаковский фонд, Международный фонд славянской письменности и культуры и Мемориальный дом–музей С.Т.Аксакова сердечно благодарят своего партнера в многочисленных Аксаковских программах Башкирский институт социальных технологий и прежде всего его директора, Нигматуллину Танзилю Алтафовну...

Читать далее >>

Разработка и создание сайтов в Уфе