ДОМ - МУЗЕЙ С.Т. АКСАКОВА С.Т. АКСАКОВ АКСАКОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВНАЯЭКСПОЗИЦИЯЭКСКУРСИИИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬФОНДЫДАРИТЕЛИСОБЫТИЯДРУЗЬЯ & СПОНСОРЫКОНТАКТЫ
БИОГРАФИЯТВОРЧЕСТВОСЕМЬЯ С.Т. АКСАКОВААКСАКОВСКИЕ МЕСТА
АКСАКОВСКИЙ ФОНДАКСАКОВСКИЙ ПРАЗДНИКСТИПЕНДИЯПРЕМИЯПРЕССАСОЗДАТЕЛИ САЙТА
ДРУЗЬЯ ВО ФРАНЦИИДРУЗЬЯ В ГЕРМАНИИГИМНАЗИИ
 

Студенческие увлечения С.Т. Аксакова

Творческий путь С.Т. Аксакова - одно из самых сложных явлений в истории русской литературы. Ранний период творчества Аксакова это начало постепенного форми-рования Аксакова как крупного русского писателя.

Юность его протекала в первое десятилетие XIX века в Казани. Во время учебы в Казанской гимназии и Казанском университете у Аксакова пробудился интерес к лите-ратуре, искусству, все больше определялся гуманитарный настрой его ума. Одни из лю-бимых увлечений Аксакова были литература и театр.

Аксаков отводил чтению большую роль в своей жизни. «Чтение было его стра-стью с самых детских лет, оно доставляло ему много наслаждения»1. Он очень рано научился читать и почти все свое свободное время проводил с книжкой в руках. С дет-ства маленький Сережа любил декламировать свои любимые стихотворения в кругу родных и близких, в кругу гостей.

Первые начатки литературного образования, полученого Сережей еще в отеческом доме, носили преимущественно классический характер, под этим словом подразумевается господствовавшее в то время в России художественное направление -классицизм. Мальчик познакомился с сочинениями таких видных представителей этого направления как Сумароков и Херасков, ему нравились героические сюжеты и высокие темы, стройность художественной композиции, торжественность и красочность языка. Увлечение литературой было одним из любимых занятий гимназистов и студентов уни-верситета «Оно проявлялось в том энтузиазме, с каким издавались здесь рукописные журналы»2. Один из таких журналов - "Аркадские пастушки" - выпускал близкий писа-тель Аксакова, Александр Панаев. В своем журнале он издавал стихи, написанные в су-губо идеалистическом направлении на манер Карамзина. Под произведениями, по-мещаемыми в журналах, стояли подписи - Адонис, Дафнис, Ирис и т.д. - условные пас-тушеские имена обитателей выдуманной счастливой страны.

У Аксакова такое направление вызывало противодействие, и с 1806 года он вме-сте со своим другом принялся издавать рукописный "Журнал наших занятий". "Я изго-нял из этого журнала, сколько мог, идиллическое направление моего друга и слепое подражание Карамзину," - вспоминал впоследствии С.Т. Аксаков. Именно поэтому "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка" А.С. Шишкова было воспри-нято Аксаковым как нечто гораздо более соответствующее его собственным настроени-ям. (Напомню, что Шишков выступал решительно против языковой реформы Карамзи-на, считая ее противоречащей природе русского языка, и ратовал за возвращение рус-ского языка к его старославянским исконным основам.)

В выступлениях Аксакова против Карамзина и в защиту Шишкова не последнюю роль играли патриотические мотивы. С.Т. Аксакову казалось, что развитие русской культуры на евразийских началах, обогащение русского языка новыми западными сло-вами и оборотами - все это умаляет национальные традиции.

Но в силу своих дружеских связей с Панаевым и потому, что сам не был до конца свободен от сентиментальных настроений, Аксаков явно колебался в своих художест-венных вкусах и симпатиях. Поэтому произведения Аксакова, сочиненные им для жур-нала, были написаны в сентиментальной манере, свойственной популярной лирике того времени и творчеству окружавших Аксакова начинающих поэтов-студентов. Аксаков переводил Буало, ложноклассические трагедии, сочинял водевили, стихи, сначала мад-ригалы, потом - пасторали.

                                                       Вчера у ног любезной
                                                            На лире я играл;
                                                            Сегодня в доле слезной
                                                            Я участь проклинал.
                                                            Вчера она твердила,
                                                            Что я кажусь ей мил;
                                                            Сегодня разлюбила,
                                                            Я стал уж ей постыл...

Это стихотворение напечатано в одном из номеров "Журнала наших занятий". Тем не менее, литературная жизнь в Казанском университете все более оживлялась мо-лодые поэты почувствовали необходимость объединиться. Это привело к возник-новению весной 1806 года "Общества любителей отечественной словесности".

Членом общества мог быть каждый, кто сочинял или переводил. Каждый всту-пающий предоставлял свое сочинение или перевод, и только после его обсуждения ре-шался вопрос о приеме в общество.

Аксаков был принят в общество в январе 1807 года, представив на суд стихотво-рение "Зима".

Литературное общество было хорошо организованно и вело большую работу. За-седания пронодились еженедельно, позже раз в две недели, обсуждались стихи, перево-лы, трактаты.

Деятельность общества представлялась юноше Аксакову очень интересной и со-держательной. В общество были вовлечены не только студенты, но и профессора уни-верситета. Вскоре о нем узнали и за пределами Казани.
Увлекались студенты и театром. Гордостью Казани в то время был публичный театр. На сцене которого временами играли известные столичные актеры С огромным успехом выстунал здесь знаменитый П.А. Плавильщиков как актер и как постановщик новых спектаклей. Он и открыл Аксакову, по его словам, "новый мир и театральном искусст-ве". Аксакова потрясал талант Плавильщикова, манера исполнения, которая покоряла своей простотой, истинностью и естественностью. Под влиянием Плавильщикова Акса-ков стал серьезнее относиться к своим собственным актерским опытам Почувствовав недостатки своей декламации, он принялся за ее переработку. Переработка состояла в освобождении от вычурности, грубых эффектов, в применении большей простаты и ес-гественности.

Склонность к театральным сочинениям у Аксакова проявилась еще в раннем дет-стве после того как он прочел театральную «пиеску» под названием "Драматическая пустельга", и она глубоко запала ему в душу. В пьесе была описана любовь пастушки и пастуха А первые спектакли, увиденные Аксаковым на казанской сцене, оказали на него такое сильное воздействие, что он «думал о них и день и ночь и на время потерял всякое желание учиться». Это впечатление было сравнимо, по признанию Аксакова, только с впечатлением от ружейном охоты. Дремлющая в Сереже страсть к лицедейству, к дек-ламации и актерском» представлению вдруг получила первоначальный, но весьма силь-ный голчок.

В университете была создана любительская труппа из студентов. Они с успехов ставили комедии Сумарокова и Веревкина. С.Т. Аксаков был организатором этого само-деятельного театра и даже соавтором некоего драматическою сочинения, постановки которого и положила начало театру. Вначале спектакли ставили в одной из маленькие комнат студентов, а потом перенесли сцену в классную комнату.

Здесь, в Казани, на сцене университетского театра, который посещали как студен-ты, так и горожане, Аксаков узнал первый сценический успех. "... Я играл очень много, всегда с блистательным успехом" , - вспоминал Аксаков много лег спустя. В основном репертуаре студенческого театра состоял из комедий и мещанских драм.

Первые опыты сочинений и выступлений в театре сыграли большую роль в твор-ческой жизни Аксакова. Впоследствии он блистал своим сценическим талантом декла-мацией в доме А.С. Шишкова, имел большой успех и сделался постоянным чтецом ли-тературных гостиных.

СНОСКИ

1 Лобанов МЛ Сергей Тимофеевич Аксаков. М : Мол гвардия, 1987. - С. 16.
' Машинский С И. СТ. Аксаков: Жизнь и творчесгве. - 2-е изд., лоп - М : Хулож пит. 1973. -С. 21.

Кое-что об учебе С. Аксакова в Казани

В Национальном архиве Республики Татарстан исследователю работается легко и при-ятно, сотрудниками архива заботливо подготовлены тематические списки поисков данных. Есть там и подборка по С.Т. Аксакову. В фонде №87 хранятся материалы, ка-сающиеся его учёбы в Казанской гимназии, а затем в университете в 1801-1807 годы. Среди них списки студентов Казанского университета и учеников гимназии, а также Ве-домости императорской Казанской гимназии о питомцах, показующие прилежание, ус-пехи и поведение в классах, равно как и отсутствие их" в период 1804-1807 гг.1

Приходилось где-то читать, что однажды А. Эйнштейна спросили о том, как в ре-бенке, еше обучающемся в школе, распознать будущего гения. "Очень легко, - был ответ - По отсутствию у него удовлетворенности учебным процессом, следствием чего обык-новенно является низкая успеваемость". Всё относительно, и в словах автора одноимен-ной теории есть и шутливый намек на самого себя, и немалая доля правды, и очевидное преувеличение: будь так - гениев было бы не счесть... Но, как бы то ни было, всегда лю-бопытно, как учился в школе известный, прославившийся на каком-либо поприше чело-век.

Казанский период жизни писателя подробно описан в его "Воспоминаниях»2. Общеизвестно, что Серёжа Аксаков особенно преуспевал в изучении гуманитарных по-едметов. Так оно и есть: просмотр Ведомостей успеваемости удостоверяет наличие вы-соких оценок у него по русской словесности, философии, российской истории, латин-ской древности, французского языка. Тяжелее давались точные науки. Но и в некоторых из них он со временем добивался успехов. Весьма показательны, например, результаты по курсу физики, которую вел любимый преподаватель Иван Ипатьевич Запольский. Так, если в начале курса (апрель, май 1805г.) по этому предмету у Аксакова стояло "мо-жет стараться" и "не очень хорош, а может успевать", и середине курса "старается" и "не худо" (осень. 1805 г.), то в конце обучения (сентябрь. 1806 г.) отмечено: "успешен" .

Курс математики преподавал также любимый и весьма положительно характери-зуемый С.Т. Аксаковым Григорий Иванович Карташевский, бывший его воспитателем и наставником. Во второй половине 1805 года класс высшей математики после отьезда Карташевского в Петербург был поручен на некоторое время студенту А. Княжевичу, которого С.Аксаков хорошо знал еше с детства по Уфе. Тем не менее, в математике дела обстояли сложнее: в ведомостях за 1805-1806 гг. почти неизменное "слаб" лишь изредка перемежается с положительными оценками "посредственен" и "хорош" 4.

Оценка знаний студентов тогда, как видим, осуществлялась не по знакомой нам ныне цифровой пятибалльной шкале, а словесным выражением и заключала в себе не только степень, уровень знаний, но и характеристику поведения и отношения к учёбе. У С.Аксакова и его сокурсников встречаются и такие оценки-характеристики: "внимате-лен", "тих", "исправен", "благонамерен", "прилежен", "мало старается". Отметка "слаб" явно соответствует современной "двойке", "посредствен" - "тройке", а вот "старается не худо" - видимая "троечка с плюсом". "Довольно хор ", "усп." - аналоги "твердой четвёр-ки", а записи: "усп. хор.", "изрядно усп.", "весьма усп." - представляют что-то большее, - " четыре с плюсом" или "пять". Встречаются менее определенные оценки: "изряден", "не худо".
Отметки С.Аксакова по предмету «минералогия", изучаемого в первой половине 1806 г.. однообразны и отдают либерализмом: "внимателен" проставлено во все месяцы.

"В генваре 1807 г. подал я просьбу об увольнении из университета для определе-ния к статским делам. Подав эту просьбу, я перестал ходить на лекции, но всякий день бывал в университете и проводил все свободное время в задушевных, живых беседах с товарищами", -пишет Аксаков в "Воспоминаниях". Документы, хранящиеся в Нацио-нальном архиве РТ, раскрывают некоторые подробности и заключительного этапа пре-бывания его в университете.

В Ведомости за период с января по апрель 1807 года проставлены оценки, полу-ченные Аксаковым в январе: по философии - "хор", российской истории - "очень хор." и российской словесности - "очень хорош". Курс русской словесности вёл профессор Гри-горий Николаевич Родчанинов, "противник карамзинского направления и обожатель А.С. Шишкова. С ним у Аксакова на первой лекции вышел курьезный случай, полу-чивший отражение в «Воспоминаниях». После они подружились. В графе "февраль" напротив фамилии Аксакова прочерки, а в графе "март" стоит помета: "уволен из уни-верситета .

Другой архивный документ свидетельствует о том, что "1807 года января 9-го дня в собрании Совета Казанской гимназии рассматриваем был список учеников гимназии которые испытываемы были в собрании Совета 22-го прошедшего декабря и удостоены и слушанию профессорских и адъюнкторских лекций". Под номером 15 в списке зна-чится Сергей Аксаков. Под номером 9 - Николай Лобачевский, впоследствии знамени-тый математик, ректор Казанского университета.

Фамилия Лобачевского встречается в списках студентов и гимназистов и за дру-гие годы, как и других сокурсников С. Аксакова по гимназии и университету, знакомых нам по "Воспоминаниям". Например, братьев Панаевых, братьев Княжевичей, Алексея Ахматова.

Последний выведен писателем в "Воспоминаниях" под неполной фамилией Ах-в и запомнился Аксакову чудаковатым владельцем огромного сундука с "драгоценными вещами и разными сокровищами", оказавшимися на самом деле примитивными лубоч-ными картинками. Автор "Воспоминаний" сообщает, что вскоре мать Ахматова забрала его из гимназии. В архивном документе находим подтверждение тому, а также некото-рые подробности, касающиеся этого гимназиста'. "Алексей Ахматов, 15 лег, из дворян Нижегородской губернии, сын отставного секунд-майора Асафа Ахмага за долговре-менное ненахождение в классе без всякого уведомления причин по определению Совета 23 февраля 1805 г. исключен из гимназии"'.

Наконец, в том же архивном деле хранится прошение титулярного советника Т. Аксакова, поданное 13 февраля 1807г., о разрешении забрать из университета его сына Сергея для определения на службу. Просьба была удовлетворена в тот же день, что яв-ствует из записи в документе7. В романе Ивана Заботина "Лобачевский" великий математик перед своей кончи-ной будучи тяжелобольным, слушал чтение только что вышедших "Воспоминаний" С.Т. Аксакова которые читала ему жена. Писал Аксаков удивительно просто и задушевно: "Прощайте первые невозвратные годы юности пылкой, ошибочной, неразумной, но чистой и благородной1.. Стены гимназии и университета, товарищи - вот чего составля-ло полный мир для меня.. Там был суд, осуждение, оправдание и торжество! Там царст-вовало полное презрение ко всему низкому и подлому, ко всем своекорыстным расчётам и выгодам, ко всей житейской мудрости, - и глубокое уважение ко всему честному и вы-сокому, хотя и безрассудному. Память таких голов неразлучно живёт с человеком и, не-приметно для него, освещает и направляет его шаги в продолжение целой жизни, и куда бы его ни затащили обстоятельства, как бы ни втоптали в грязь и тину, -она выводит ею на чистую, прямую дорогу..."

СНОСКИ
1 НАРТ, ф.87, оп.1, д.8364, лл.59,70,89,103,124,138,152,164. ...........
2. Аксаков С.Т., Собрание сочинений. Т.2. - М., Гослитиздат, 1955.
3 НАРТ, ф. 87, оп.12, д.1, лл.6,20,32,48,64.
4 НАРТ, ф. 87, оп. 12, д.122, лл. 13,45,79,115.
5 НАРТ,ф.87, оп.1, д.8462, л.9.
6 НАРТ,.ф. 87, оп. 1, д.8357, л.11.
7 НАРТ,ф. 87, оп.1, д.8462, л.31.
8 И. Заботин, "Лобачевский", Таткнигоиздат, 1954.

младший научный сотрудник
Аксаковского музея РБ, Уфа Григорьева T.А.

 

 
 

НОВОСТИ


Конкурс «Аксаковский «Аленький цветочек»

Аксаковский «Аленький цветочек» - название конкурса само говорит за себя. Детство – прекрасное время, когда проявление таланта и участие в конкурсе наполяет жизнь созтязательным и конкурентным моментом. Ведь участие в конкурсе – это всегда приятные воспоминания детства, победа в нем или участие, которое подвигло к новым победам и вершинам, которые еще не покорены...

Читать далее >>


Делая очередной виток над планетой

«Делая очередной виток над планетой, я всегда высматривал внизу точку, где родился С.Т.Аксаков…»

Читать далее >>


Спасибо БИСТу!

Аксаковский фонд, Международный фонд славянской письменности и культуры и Мемориальный дом–музей С.Т.Аксакова сердечно благодарят своего партнера в многочисленных Аксаковских программах Башкирский институт социальных технологий и прежде всего его директора, Нигматуллину Танзилю Алтафовну...

Читать далее >>

Разработка и создание сайтов в Уфе