ДОМ - МУЗЕЙ С.Т. АКСАКОВА С.Т. АКСАКОВ АКСАКОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВНАЯЭКСПОЗИЦИЯЭКСКУРСИИИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬФОНДЫДАРИТЕЛИСОБЫТИЯДРУЗЬЯ & СПОНСОРЫКОНТАКТЫ
БИОГРАФИЯТВОРЧЕСТВОСЕМЬЯ С.Т. АКСАКОВААКСАКОВСКИЕ МЕСТА
АКСАКОВСКИЙ ФОНДАКСАКОВСКИЙ ПРАЗДНИКСТИПЕНДИЯПРЕМИЯПРЕССАСОЗДАТЕЛИ САЙТА
ДРУЗЬЯ ВО ФРАНЦИИДРУЗЬЯ В ГЕРМАНИИГИМНАЗИИ
 

Не хлебом единым. Пейзаж со своей колокольни

До конца дней своих будет он помнить светлое Пасхальное Воскресенье, когда к нему, запыхавшись, прибежали березовские мужики: "Валера! Кто-то часовенку нашу пожег..." Стиснул он тогда зубы от обиды. Но горевать, сидя, сложа руки, не в его характере. Уже через два месяца часовня восстала из пепла.

Давно обосновавшийся в Уфе, поработавший начальником Производственного отдела крупнейшего союзного главка - «Главтрубопроводстроя», а затем основавший свою фирму "Урал-Центр", Валерий Григорьевич Тетерев с годами все чаще стал приезжать в родную Николо-Березовку. Решил он построить на родительской усадьбе дом, а на кладбище поставить часовню. Но главным его делом стало восстановление церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Затея многим казалась неподъемной, даже чудной. Но Тетерев не отступился...

Что скрывать, достиг он определенного благополучия в жизни. Правда, даже близкие не до конца знают, как все это далось Валерию Григорьевичу.

Было время, когда он без копейки в кармане, с записью в трудовой книжке "по собственному желанию" оказался на улице. Потыркался туда-сюда со своими идеями, выяснил, что быть прохиндеем дано далеко не каждому. А уж ему и подавно. Подрядился с друзьями монтировать ангары, попробовал строить дороги, наконец, с большим трудом получил разрешение прокладывать газопроводы. Экономя во всем, не получая зарплату; приобрел кое-какую технику. Появился доход, позволяющий подумать и о себе. Купил одноком­натную квартиру, перевез к себе отца из Березовки, поставил памятники на могилах матери и сестры, помог племянникам.

А предприятие между тем набирало силу, увеличивалось число работников, появлялись новые проекты. Тогда и решили в коллективе, что будут помогать людям в их добрых делах.

"Сколько помню себя, столько помню и наш Никольский храм, - рассказывает Тетерев. - Когда-то, в пору моей юности, там были склады, а со стен молчаливо взирали лики святых. Заходить туда было даже страшновато. Потом, со временем, все начало разрушаться, растаскиваться, и в восьмидесятых годах остался один остов".

Знал Валерий Григорьевич, что люди подумывали о восстановлении храма, знал, что в Березовке зарождается право­славная религиозная община. Как строитель с двадцатилетним стажем, трезво оценивал непосильный объем работ, как житель села -сострадал. И все ходил к церкви. Не то чтоб помолиться, а на красоту полюбоваться, историю вспомнить. "В свое время, - размышлял Тетерев, - люди без техники, вручную, такую красоту сотворили. Жили тоже, наверное, небогато. А вот сумели". Неспокойно стало на душе: без дела не сидел, старался вроде бы, а все как-то мелко, суетно получалось, не было чего-то главного. Ловчил вместе со всеми, хитрил, водочкой баловался... А что выиграл, что выторговал? Задумался, забылся... Вдруг от неожиданности даже вздрогнул - сзади раздался звонкий мальчишеский голос: "Дед, а дед! А почему церковь такая страшная и креста на ней нет?" Оглянулся. К церкви откуда-то приковыляли старый да малый. Старик устало опустился на бревно, забытое там с незапамятных времен, помолчал немного и не спеша поведал внуку такую историю.

... Церковь эта, почитай, пятьсот лет уже стоит. Не эта, конечно, эту в прошлом веке поставили. На этом месте при Иоанне Грозном, возле озерца, икона чудная явилась на березе. Николая Угодника Божьего образ святой. Люди добрые в знак этого часовню в те времена сладили и икону туда поместили. Место хоть и безлюдное было, а стерегли икону. Набеги два раза были. Ногайская орда приходила, часовню спалили, а икону люди успели спрятать. Поспокойней стало, церковь деревянную построили, икону разыскали, заселяться люди стали потихоньку возле.

Тут весть о знаке дошла до царя. Затребовал он икону к себе в Москву. Повезли, ослушаться не посмели. В ее честь, по указу царя, в Москве храм выправили, так и назвали его - Храм Николы Закамского.

Да не судьба, видно, была. Царь Иоанн вдруг начал ногами маяться сильно. Видение ему было и наказ: "Верни святыню на место". Самолично он из Москвы благословлял икону в обратный путь, серебряным окладом наказал мастерам отделать ее и хоругвь свою царскую к иконе приложил. Доставили люди служилые все на место в целости и сохранности.

В XVII веке случился пожар, большой пожар. Все сгорело. Икону едва успели спасти, из огня вытащили. Потом всем миром село отстроили заново и церковь тоже.

Молва про икону Никольскую чудную далеко пошла. Народу много стало приезжать - поклониться ей. Из окрестных сел, само собой, из Закамья, из Бирска, даже из Питера и Москвы, из Киева пешком приходили.

И задумали люди местные новую церковь сладить под стать иконе: высокую, державную - отовсюду видно чтоб было. И сладили. Плывешь по Каме, идешь ли издалека - хорошо ее видно. Силы она прибавляла, гордость давала, знай, мол, наших! К чему только потом, при советской власти, ни пытались приспособить церковь! И огурцы в ней солили, и рыбу коптили, склады разные устраивали. Но даже тогда она еще стояла. А рушиться стала, когда затоплять надумали округу. Тридцать лет уже суетятся -про Камское водохранилище толкуют. Согласно проекту, на северо-западе Башкортостана должно было уйти под воду несколько десятков тысяч гектаров лугов, пахотных земель, деревни, поселки. Подтопление ожидало и Николо-Березовку, простоявшую на берегу Камы не одно столетие.

Начальство местное голову ломает, как отселять людей из затопляемой зоны, о возведении защитных сооружений хлопочет, а Тетерев (вот чудак-человек!) вздумал храм восстанавливать. Случись что, - уйдет под воду церковь, плакали тогда денежки, труд зряшный. А Валерий Григорьевич благотворительный фонд "Никольский храм" основал, объявил сбор средств на воссоздание самого большого в республике стопудового колокола. Откликнулся народ, пришел к храму. Титова Лилия, Смолина Ольга, Шеетакова Нина, Сенокосова Валентина. Глухова Клавдия, Меренкова Екатерина. Овчинникова Анна. Рычкова Вера и многие другие. Пришли и без лишних разговоров стали разбирать завалы, очищать храм.

Работы грязной, тяжелой было так много, что порой казалось - никогда ей не будет конца. А люди все равно приходили. Деньги за работу Тетерев платил невеликие, больше из своего кармана. Приедет, бывало, из Уфы, - и тут же на рынок с двумя корзинами за едой для тех, кто храм восстанавливает. "Сколько людей хороших, даже необыкновенных встретил я за это время, - говорит Тетерев. - Вот Меренков Александр Дмитриевич. Фамилия Меренковых - коренная, не раз встречается в переписных Николо-Березовских списках еще в XVII веке. Так вот, Александр Дмитриевич оказался незаменимым помощником: и снабженец, и организатор, и строитель. Племянник его, Витя Дунаев; старшеклассник, все лето по двенадцать часов, без единого выходного работал. А ведь особой силой и здоровьем не отличается. Приехал как-то к нам знаменитый архангельский звонарь, автор многих колокольных звонов, пластинок, записей. Увидел Витю и говорит: "Вот звонарь, от Бога звонарь. Глаза - ясные, совесть - незамутненная, помыслы - светлые". Взял его в ученики. Выучил.

Ринат Акбашев. уфимский парень, элекгрик. Едва знакомы мы с ним были. Попросил: "Поедем, Ринат, электричество надо доделать, подключить все, проверить". "Поедем, - говорит, - не грех подзаработать немного, а то у нас в организации уже полгода зарплату не платят, забыл уж, какие они. деньги, бывают". Приехал, три дня с утра до ночи работал. Сделал все на совесть. Я за деньгами в карман. А он: "Не надо, Валерий Григорьевич..." И не березовский, и не православный...

Местный авторитет ко мне тоже приходил. Говорит: "Есть у меня ребята, пусть подсобят..." Удивился. Даже бандитов за душу взяло, раз они свою помощь предлагают.

О культурном центре "Никольский храм" узнала общественность. Праздники Николы Вешнего в Березовке стали уже традиционными. Музей краеведческий при церкви открыли. Вот уже и кресты засияли на храме, и колокола отлили, нет лишь главного, что на сто пудов. Собирает средства на него Тетерев, надеется, что наступит время и возродится Никольский храм во всей своей красе. Сколько еще лет трудиться до этого надо? Ведь уже пятый год пошел... А у Тетерева настроение - будто только вчера начал...

Теперь он не курит, не пьет. У него другие интересы, другие радости в жизни. И чувствует себя Тетерев, как никогда, богатым и счастливым.

Чудесное послесловие. Рассказывают: как только приступили люди к восстановлению храма, случилось знамение. Один из жителей Николо-Березовки с разрешения лесничества свалил в лесу . полузасохшую, кряжистую, увитую могучими сучьями сосну. Каково же было его изумление, когда в самой сердцевине дерева он обнаружил... икону.

Узнав об этом чуде, благочинный Прикамья отец Алексей истолковал его как знак: милости Божьей жителям села и выразил уверенность в скором возрождении овеянного легендами Никольского храма. Сейчас икона находится в потайном месте и будет привнесена в Никольский храм после полного его возрождения.

В. МАЗИН,
журналист

 
 

НОВОСТИ


Конкурс «Аксаковский «Аленький цветочек»

Аксаковский «Аленький цветочек» - название конкурса само говорит за себя. Детство – прекрасное время, когда проявление таланта и участие в конкурсе наполяет жизнь созтязательным и конкурентным моментом. Ведь участие в конкурсе – это всегда приятные воспоминания детства, победа в нем или участие, которое подвигло к новым победам и вершинам, которые еще не покорены...

Читать далее >>


Делая очередной виток над планетой

«Делая очередной виток над планетой, я всегда высматривал внизу точку, где родился С.Т.Аксаков…»

Читать далее >>


Спасибо БИСТу!

Аксаковский фонд, Международный фонд славянской письменности и культуры и Мемориальный дом–музей С.Т.Аксакова сердечно благодарят своего партнера в многочисленных Аксаковских программах Башкирский институт социальных технологий и прежде всего его директора, Нигматуллину Танзилю Алтафовну...

Читать далее >>

Разработка и создание сайтов в Уфе