Несколько лет назад на очередном Аксаковском празднике вице-премьер правительства РБ Халяф Халфитдинович Ишмуратов спросил меня: - А почему вы не приглашаете на праздник космонавта Савиных? Мы были вместе с ним в Малазии, он обижается, что мы его не приглашаем.
Я тут же позвонил Виктору Петровичу Савиных, дважды Герою Советского Союза, доктору технических наук, профессору, председателю Ассоциации ректоров вузов страны, у которого за плечами не просто три космических полета, а три космические экспедиции, и одна сложнее другой.
- К Сергею Тимофеевичу Аксакову я имею самое прямое отношение, - сказал Виктор Петрович. Я выжидающе молчал. - Если вы знаете, я ректор Московского университета инженеров геодезии и картографии. А он является правопреемником Межевого института... - ... первым директором которого был Сергей Тимофеевич Аксаков, - за него уже договорил я.
Позже я побывал у Виктора Петровича в "Межевом институте" в гостях.
Как человеку, в свое время связанному с Арктикой, - а кто хоть раз был в Арктике, тот всю оставшуюся жизнь тоскует по ней, - он подарил мне свою книгу "Серебристые облака. Взгляд из космоса". А мемориальному Дому-музею С. Г. Аксакова - другую свою книгу: "Записки с мертвой станции", в которой впервые обнародованы многие драматические эпизоды его последней космической экспедиции...
Но ни в позапрошлом, ни в прошлом году Виктор Петрович Савиных не смог побывать на Аксаковском празднике: то с ним по времени совпал Всемирный конгресс по аэронавтике, сопредседателем которого он является, то другой конгресс.
Как-то зимой нынешнего года уехал я на субботу-воскресенье на дачу. Да еще понедельник у меня был свободный. Зашел сосед:
- Ты ночуешь? - Да. - Тогда я баню затоплю...
Я лежал на лежанке за печью со счастливым чувством, что у меня впереди три свободных дня. Но вдруг мне почему-то стало нужно ехать в Уфу. Не было никакой причины, но мне почему-то показалось: нужно быть в Уфе. Я пошел к соседу:
- Извини, но я поеду. - Но я же специально для тебя баню затопил. - Извини. Сам не знаю, но почему-то мне нужно в Уфу. Приехал. А жена говорит: "Тебя искал ректор авиационно-технического университета Салават Тагирович Кусимов. Кажется, прилетает космонавт Савиных. Всего на один день".
Разумеется, Виктора Петровича принял Президент. Космонавту составили плотную программу. Он согласился с программой, но при условии, что тут же от Президента поедет в музей Аксакова. Не все его сразу поняли, не оговорился ли он?
- Это мечта моего детства. Я из космоса искал на Земле это место, где стоит этот дом.
И вот он ходит по залам музея, повторяя: "Вот свершилась наконец моя мечта. Я в доме, где провел детство Сергей Тимофеевич Аксаков".
Как ребенок, Виктор Петрович обошел и облазил все закоулки старого дома, поднялся на чердак.
И я видел, что он, на своем веку побывавший не только в космосе, но и в сотнях самых экзотических стран, счастлив как ребенок.
К сожалению, не всякий поймет его чувство. Не так уж много у нас в стране людей, которые чувствуют себя счастливыми, попав в дом любимого писателя. Но без преувеличения: в зависимости от того много или мало будет у нас таких людей, зависит будущее нашей страны.
М.А.ЧВАНОВ, председатель Аксаковского фонда, директор мемориального Дома-музея СТ. Аксакова в Уфе, секретарь Союза писателей России
|